ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

КАК ОБРАЗУЕТСЯ ГОЛОС

 

 

В основе человеческого общения лежит речь, которая является производной голоса. А чтобы голос был качественным и пригодным для полноценного разговора, необходимо гармоничное взаимодействие всех частей голосового аппарата.

Сам же голосовой аппарат представлен тремя основными блоками:

Во-первых, гортанью с голосовыми складками, генерирующими звук.

Во-вторых, глоткой, носовой и ротовой полостями, представляющими собой своего рода резонатор голоса.

 

В-третьих, дыхательным (энергетическим) аппаратом: трахеей, бронхами, легкими, диафрагмой.

Однако ряд исследователей описывают еще и четвертый блок – артикуляционный, куда входят ротовая полость, зубы, губы, твердое и мягкое небо.

Голосовой аппарат – весьма сложная структура, все звенья и функции которой находятся в тесной взаимосвязи.

Главным элементом голосового аппарата являются голосовые связки, или, иначе, голосовые складки, которые располагаются в гортани. Их здесь две пары: истинные и ложные.

Первые из них имеют треугольную форму и представлены главным образом мышечной тканью. Выше них находится вторая группа голосовых связок – ложные: в них, в отличие от истинных, мышечных волокон очень мало. А пространство, разделяющее голосовые связки, принято называть голосовой щелью.

Когда человек дышит спокойно, все мышечные волокна гортани находятся в расслабленном состоянии, поэтому голосовые связки раздвинуты в меру. Однако во время глубокого вдоха голосовые связки расходятся далеко, конечно, относительно их размеров, в стороны. В результате появляется широкое отверстие треугольной формы, через которое проходит воздух в легкие.

Во время разговора, который, как известно, представляет собой систему звуков, голосовые связки сближаются, и размер голосовой щели значительно уменьшается. Но благодаря тому, что внутренние мышцы гортани находятся в напряжении, она все же остается слегка приоткрытой.

А теперь попытаемся разобраться с механизмом голосообразования. Следует сразу сказать, что он очень и очень сложен, поэтому до сих пор полностью не исследован, хотя изучением этого феномена ученые занимаются начиная с середины XIX века.

За прошедший период было предложено несколько гипотез, с помощью которых ученые пытались объяснить механизм голосообразования.

Одной из них является миоэластическая теория фонации. Она предполагает, что в момент голосообразования сомкнутые голосовые связки, их мышцы, а также давление под этими связками находятся в тесной взаимосвязи. И выражается эта связь следующей закономерностью: чем сильнее сопротивление складок, тем выше давление столба воздуха в трахее.



Чтобы голос был качественным, необходимо гармоничное взаимодействие всех частей голосового аппарата



При этом весь мышечный аппарат органов дыхания автоматически поддерживает давление воздуха на том уровне, который требуется для того, чтобы произнести тот или иной звук.

Впрочем, состояние голосовых связок не полностью зависит от силы воздушного давления. При активном взаимодействии с центральными отделами головного мозга, эти связки постоянно корректируют тонус дыхательных мышц.

Например, когда требуется, чтобы изменилось подскладочное давление, из определенных участков коры головного мозга подаются соответствующие сигналы, в которых закодирована команда для внутренних мышц гортани и голосовых связок. Приняв ее, эти мышцы изменяют свой тонус, соответственно, повышая или понижая их частоту колебаний…

В середине XX века получила распространение нейрохронаксическая теория, в соответствии с которой голосовые связки не просто по инерции колеблются под воздействием воздушных потоков, а находятся под контролем поступающих из коры головного мозга регулярных сигналов, которые заставляют их попеременно то сокращаться, то расслабляться.

При этом нервные импульсы из головного мозга к голосовой мышце поступают с той же периодичностью, с какой колеблются голосовые связки, то есть они в точности совпадают с основным тоном голоса человека.

Из всего сказанного следует, что поток воздуха, образовавшийся во время выдоха, вовсе не порождает колебательное движение, или вибрацию голосовых складок (как объясняет миоэластическая теория), а служит источником энергии, которая после ряда преобразований превращается в звук.

Итак, опираясь на эти две гипотезы, можно сделать следующий вывод об основных механизмах голосообразования.

Во-первых, раздельные звуки возникают потому, что на пути воздушной струи воздуха, которая под давлением вырывается из легких и бронхов, появляется препятствие в виде сомкнутых и напряженных голосовых складок. И именно этот воздушный поток вызывает их вибрацию, в результате которой и возникает звук. Дальше он распространяется по надставной трубе, которая не является отдельным органом, а представляет собой структуру, состоящую из полостей рта и носа, играющих роль резонаторов по отношению к голосу. В этих полостях голос человека приобретает свои индивидуальные особенности – силу и тембр.

Из сказанного выше следует, что речевые звуки появляются в процессе дыхания, которое иногда называют речевым. Оно вовлечено в речевой процесс, являясь основой голосообразования, формирования речевых звуков, а также речевой мелодии.

Как известно, речь образуется на фазе выдоха. И выдох в этом случае становится значительно длиннее, в то время как вдох, наоборот, укорачивается. Это подтверждает тот факт, что, когда человек разговаривает, ему требуется воздуха в 3–4 раза больше, чем при обычном дыхании, например, во сне. Поэтому при вдохе воздух поступает главным образом через рот.

Кроме того, при речевом дыхании выдох происходит при активной помощи со стороны мышц брюшной стенки и внутренних межреберных мышц, которые называются выдыхательными. Они обеспечивают глубокий выдох и необходимый напор воздушной струи.

Итак, современные представления о голосообразовании сводятся к следующему.

Во время речевого дыхания струя воздуха приводит в колебательное движение голосовые складки. Ротовая и носовая полости играют роль резонатора: образовавшийся в гортани звук в этих полостях приобретает характерные особенности, в том числе, тембр и силу.

Качественным «оформлением» звука занимается артикуляционная область голосового аппарата, в состав которой входят все органы ротовой и носовой полостей, носоглотка, а также губы. Каждая из этих структур создает для воздушной струи определенные препятствия, в результате чего образуются не просто гласные и согласные звуки, а придающие голосу конкретного человека свои особенности.

Таким образом, ясно, что для появления голоса требуется взаимное функционирование всех частей голосового аппарата. И занимаются их гармонизацией определенные области коры головного мозга…

Мы уже рассказывали о сенсационном аттракционе – «говорящая собака». Конечно же, собака не разговаривала. И даже при всем желании дрессировщика сделать она этого не смогла бы, поскольку ее голосовой аппарат устроен так, что сформироваться членораздельные звуки в нем никак не могут.

Даже наших ближайших родственников – человекообразных обезьян – ни один дрессировщик не сможет научить разговаривать. И связано это с тем, что, как и у собаки, гортань у приматов устроена так, что не позволяет им произносить членораздельные звуки, а тем более фразы, хотя уровень развития психики обезьян таков, что они вполне могли бы оперировать простыми словами.

В таком случае возникает вполне резонный вопрос: на каком этапе развития человечества зародилась речь? У антропологов нет единого мнения на этот счет, хотя и существует около десятка гипотез о происхождении устной речи.

Для ответа на этот вопрос, ученые обратились к скелету молодого неандертальца, который обитал на нашей планете 45 тысяч лет назад. А поскольку скелет сохранился достаточно хорошо, американский антрополог Э. Крелин по костям гортани смог воссоздать модель соответствующих мышц дыхательного горла.

После реконструкции ученый сравнил речевой тракт неандертальца с органами современного человека и нашел в них немало хорошо заметных различий. Например, язык нашего далекого предка оказался намного тоньше, чем таковой у современного человека. И объем надглоточной полости тоже был меньшим, чем у теперешних людей.

Еще дальше в своих исследованиях пошел американский лингвист Ф. Либерман. Из пластичного силикона он сделал муляжи голосовых органов шимпанзе, неандертальца, ребенка и взрослого человека. Затем на эти модели исследователь направлял лучи света и по их траекториям рассчитывал, какую частоту тона имели звуки, издаваемые неандертальцем.

На основании полученных данных Либерман установил, что анатомические особенности носоглотки и гортани не позволяли неандертальцу разговаривать. Он мог произнести всего-навсего лишь шесть согласных, – Д, Б, С, 3, В, Ф и три гласные, – скорее всего, А, И, Е.

Вероятно, именно невозможность говорить и привела неандертальцев к вымиранию и появлению на исторической сцене кроманьонцев, ставших, как предполагается, родоначальниками современных людей.

 

Поиск

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Поделиться

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru