ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

М.Ю.ЛЕРМОНТОВ "МЦЫРИ"

 

История создания

Замысел поэмы «Мцыри» возник у Лермонтова еще в 1831 г. Семнадцатилетний поэт размышлял о судьбе своего ровесника, мо­наха, томящегося в монастыре: «Написать записки молодого монаха 17 лет. — С детства он в монастыре; кроме священных, книг не чи­тал. Страстная душа томится. — Идеалы...». На возникновение за­мысла поэта повлияли также впечатления от природы Кавказа, зна­комство с кавказским фольклором. Впервые на Кавказе Лермонтов побывал в детстве вместе с бабушкой. Ребенком его возили на воды лечиться. Позже впечатления от кавказской природы еще более уси­лились.

Биограф поэта П.А. Висковатов пишет (1891): «Старая воен­но-грузинская дорога, следы коей видны и поныне, своими красо­тами и целой вереницей легенд особенно поразила поэта. Легенды эти были ему известны уже с детства, теперь они возобновились в его памяти, вставали в фантазии его, укреплялись в памяти вместе с то могучими, то роскошными картинами кавказской природы». Од­на из таких легенд — народная песня о тигре и юноше. В поэме она нашла отзвук в сцене боя с барсом.

Историю возникновения сюжета «Мцыри» со слов двоюродного брата Лермонтова А.П. Шан-Гирея и родственника поэта по мате­ринской линии А.А. Хастатова изложил П.А. Висковатов (1887): «Ко­гда Лермонтов, странствуя по старой Военно-грузинской дороге (это могло быть в 1837 г.), изучал местные сказания,... он наткнулся в Мцхете... на одинокого монаха, или, вернее, старого монастырско­го служку, «бэри» по-грузински. Сторож был последний из братии упразднённого близлежащего монастыря. Лермонтов с ним разго­ворился и узнал от него, что он родом горец, пленённый ребёнком генералом Ермоловым во время экспедиции. Генерал вёз его с собой и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырём, тосковал и делал по­пытки к бегству в горы. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы. Излечившись, ди­карь угомонился и остался жить в монастыре, где особенно привя­зался к старику монаху. Любопытный и живой рассказ «бери» про­извёл на Лермонтова впечатление. К тому же он затрагивал уже знакомый поэту мотив, и вот он решился воспользоваться тем, что было подходящего в «Исповеди» и «Боярине Орше», и перенёс всё действие... в Грузию».

На рукописи поэмы рукой Лермонтова поставлена дата её завер­шения: «1839 года. Августа 5». В следующем году поэма была напеча­тана в книге «Стихотворения М. Лермонтова». В черновом варианте поэма носила название «Бэри» (сноска Лермонтова: «Бэри по-грузински: монах»). Послушник — на грузинском языке — «мцыри».

Поэт и мемуарист А.Н. Муравьёв (1806-1874) вспоминал: «Песни и поэмы Лермонтова гремели повсюду. Он поступил опять в лейбгусары. Мне случилось однажды, в Царском Селе, уловить лучшую минуту его вдохновения. В летний вечер я к нему зашёл и застал его за письменным столом, с пылающим лицом и с огненными глазами, которые были у него особенно выразительны. «Что с тобою?» — спросил я. «Сядьте и слушайте», — сказал он, и в ту же минуту, в по­рыве восторга, прочёл мне, от начала до конца, всю свою велико­лепную поэму «Мцыри» («послушник» по-грузински), которая толь­ко что вылилась из-под его вдохновенного пера. Внимая ему, и сам я пришёл в невольный восторг: так живо выхватил он, из рёбр Кав­каза, одну из разительных сцен и облёк её в живые образы перед очарованным взором. Никогда никакая повесть не производила на меня столь сильного впечатления. Много раз впоследствии перечи­тывал я «Мцыри», но уже не та была свежесть красок, как при первом одушевлённом чтении самого поэта».

«Мцыри» — любимое произведение Лермонтова. Он с удовольст­вием читал ее вслух. В мае 1840 г. Лермонтов читал отрывок из «Мцыри» — бой с барсом — на именинах у Гоголя в Москве. «И чи­тал, говорят, прекрасно, — передавал писатель С.Т. Аксаков со слов гостей, присутствующих в тот день на именинном обеде» (по И.Л. Андроникову).

Род, жанр, творческий метод

Поэма — излюбленный жанр Лермонтова, им было написано около тридцати поэм (1828-1841), но опубликовал Лермонтов толь­ко три из них: «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого оп­ричника и удалого купца Калашникова», «Тамбовскую казначейшу» и «Мцыри». «Хаджи Абрек» был напечатан в 1835 году без ведома ав­тора. Не увидел свет и «Демон», над которым Лермонтов работал с 1828 года.

Поэмы, как и лирика Лермонтова, носили исповедальный харак­тер, часто они представляли собой монолог или диалог героев, ста­новились психологическим портретом исключительной личности. Но в отличие от лирики, лиро-эпический жанр давал редкую воз­можность показать героя в действии, со стороны, в самой гуще жиз­ни. Предметом изображения, особенно в поэмах 30-х годов, стано­вится столкновение героя с миром, романтический конфликт.

Поэма «Мцыри» является романтическим произведением со всеми характерными чертами этого литературного направления. Это в первую очередь противоречие между идеалом и действитель­ностью, исповедальное начало, а также символичные сюжет и обра­зы. Образ самого Мцыри также наделен романтическими чертами, которые сочетаются с реалистичностью. Исповедь героя дает воз­можность психологически точно раскрыть внутренний мир героя.

Поэме предшествует эпиграф, являющийся ключом к содержа­нию. Это фраза из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, который нарушил запрет отца не принимать пищу до вечера. Вся земля источала мед, а воины были голодны по­сле сражения. Ионафан нарушил запрет и фразу «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю» он произносит в ожидании казни. Одна­ко разум народа восторжествовал над «безумием» царя. Народ всту­пился за осужденного и спас его от казни, потому что юноша помог разбить врагов. «Мед земной», «медовая тропа» — некогда популяр­ные образные выражения, восходящие к этой легенде и ставшие символическими.

Поэма написана в форме страстной исповеди героя.

Тема

Многочисленные определения темы поэмы «Мцыри» рацио­нальны. Каждое из них дополняет палитру поэтического замысла Лермонтова.

Поэма о свободолюбивом горце, исповедующем мусульманскую веру и погибающем вдали от родины в христианском монастыре. В поэме выразилось отношение Лермонтова к кавказской войне и к судьбам молодых людей своего поколения (А.В. Попов).

«Мцыри» — поэма «о юноше, лишенном свободы и погибающем вдали от родины. Это поэма о современнике Лермонтова, о его свер­стнике, о судьбе лучших людей того времени» (ИЛ. Андроников).

В поэме «Мцыри» «выдвинута... проблема борьбы за моральные ценности, человеческого поведения, гордости и убеждений, про­блема «веры гордой в людей и жизнь иную» (Б. Эйхенбаум).

Родина и свобода объединяются в один многозначный символ. Ради родины герой готов отказаться от рая и от вечности. Мотив уз­ника перерастает в мотив обречённости на одиночество. Но это одиночество тоже не может быть состоянием героя — он должен или «принять монашеский обет», или, «глотнув свободы», умереть. Эти две жизни непримиримы, и выбор обусловлен «пламенной страстью», живущей в Мцыри. Все перечисленные темы нашли свое отражение в поэме Лермонтова. Все они ведут читателя к понима­нию внутреннего мира героя, его мыслей и чувств.

Идея

Революционерам-демократам был близок бунтарский пафос по­эмы. Белинский писал, что Мцыри — «любимый идеал нашего по­эта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственною мощью». По мысли Н.П. Огарева, Мцыри у Лермон­това — «его самый ясный или единственный идеал».

В современном прочтении «Мцыри» актуален вовсе не бунтар­ский пафос поэмы, а ее философский смысл. Естественная среда, с которой стремится слиться Мцыри, противостоит его монашескому воспитанию. Мцыри пытается перепрыгнуть пропасть и вернуться в совершенно иной культурный мир, когда-то родной и близкий ему. Но разорвать с привычным укладом жизни не так просто: Мцыри отнюдь не «природный человек», он не умеет ориентироваться в ле­су, среди изобилия страдает от голода.

Идеи жизни и свободы пронизывают художественную ткань произведения. Утверждается активное, деятельное отношение к жизни, полнота ее, достигаемая в борьбе за свободу, в верности идеалу свободы даже в трагических условиях поражения.

Характер конфликта

Романтический конфликт поэмы задан исключительностью главного героя. Бегство Мцыри — это стремление к воле и свободе, неодолимый зов природы. Поэтому в поэме такое большое место занимают упоминания о ветре, птицах, зверях. Да и у самого Мцыри природа рождает первобытную звериную силу. Современники Лер­монтова указывали на необузданную страстность Мцыри, рвущегося на широкий простор, охваченного «безумной силой», вопиющей «против всяких общественных понятий и исполненной к ним нена­висти и презрения».

Выявляется характерный для творчества Лермонтова конфликт между взглядом на мир и непосредственным восприятием окру­жающего. Родство Мцыри с вольной, стихийной природой заметно отчуждает его от мира людей, на фоне природы глубже постигается мера одиночества героя. Поэтому для Мцыри близость с природой — это возможность обрести род, родину, вернуться к первоначаль­ным истокам. Трагедия Мцыри заключается в противоречии между мужественностью его духа и слабостью тела.

Основные герои

Поэма Лермонтова с одним героем. Это молодой горец, взятый в шестилетнем возрасте в плен русским генералом (подразумевается генерал А.П. Ермолов). Вся его недолгая жизнь прошла в стенах мо­настыря. «Жизнь, полную тревог» противопоставляет Мцыри «жизни в плену», «чудный мир тревог и битв» — «душным кельям и молит­вам». Своим идеалам он остаётся верен до конца. И в этом его нрав­ственная сила. Путь на родину, попытка обрести «родную душу» ста­новится единственной возможностью для существования.

Образ Мцыри сложен: это и бунтовщик, и чужестранец, и беглец, и «естественный человек», и жаждущий познания дух, и сирота, меч­тающий о доме, и юноша, вступающий в пору столкновений и кон­фликтов с миром. Особенность характера Мцыри — ироническое соединение строгой целеустремленности, могучей силы, твердой воли с исключительной мягкостью, задушевностью, лиризмом по отношению к родине.

Мцыри чувствует гармонию природы, стремится слиться с ней. Он ощущает её глубину и тайну. Речь в данном случае идёт о реаль­ной, земной красоте природы, а не о существующем лишь в вообра­жении идеале. Мцыри прислушивается к голосу природы, восхища­ется барсом как достойным противником. И дух самого Мцыри непоколебим, несмотря на физический недуг.

Белинский назвал «Мцыри» любимым идеалом поэта. Для кри­тика Мцыри — это «огненная душа», «могучий дух», «исполинская натура».

Одним из действующих лиц выступает в поэме природа. Пейзаж в поэме не только составляет романтический фон, который окружа­ет героя. Он помогает раскрыть его характер, то есть становится од­ним из способов создания романтического образа. Так как природа в поэме дается в восприятии Мцыри, то о его характере можно су­дить по тому, что именно привлекает в ней героя, как он о ней гово­рит. Многообразие и богатство пейзажа, описанного Мцыри, под­черкивают монотонность монастырской обстановки. Юношу привлекает могущество, размах кавказской природы, его не пугают опасности, таящиеся в ней. Например, он наслаждается великоле­пием беспредельного голубого свода ранним утром, а затем терпит иссушающий зной в горах.

Сюжет и композиция

В основе сюжета «Мцыри» лежит традиционная романтическая ситуация бегства из неволи. Монастырь как тюрьма всегда привлекал мысль и чувства поэта, причем Лермонтов не ставил знак равенства меяеду монастырем и верой. Бегство Мцыри из монашеской кельи не означает безверия: это яростный протест героя против неволи.

В поэме 26 глав. Мцыри в поэме не только герой, но и рассказ­чик. Форма исповеди является средством наиболее глубокого и правдивого раскрытия психологии героя. В поэме она занимает большую часть. Исповеди предшествует авторское вступление, ко­торое помогает читателю соотнести действие поэмы с определен­ными историческими событиями. Во вступлении Лермонтов уделяет внимание наиболее ярким эпизодам поэмы: это созерцание приро­ды Кавказа и мысли героя о родине, сцена грозы и бегства Мцыри из монастыря, встреча героя с грузинкой, его поединок с барсом, сон в степи. Сюжетной завязкой поэмы является сцена грозы и бег­ства Мцыри из монастыря. Кульминацией поэмы можно назвать поединок юноши с барсом, в котором нашел свое воплощение ос­новной мотив всего творчества поэта — мотив борьбы. Композици­онное построение поэмы имеет замкнутую форму: в монастыре действие началось, в монастыре оно и закончилось. Таким образом, в поэме находит свое воплощение мотив судьбы, рока.

Художественное своеобразие

М.Ю.Лермонтов создал в поэме «Мцыри» яркий образ героя- бунтаря, не способного к компромиссам. Это характер исключи­тельный по глубине и тщательности психологической проработки. В то же время личность Мцыри — поразительно цельная, завершен­ная. Он — герой-символ, в котором автор выразил свои представле­ния об определенном типе личности. Это личность пленника, стре­мящегося к абсолютной свободе, готового вступить в спор с судьбой даже ради глотка свободы.

Герой и автор внутренне близки. Исповедь героя — это исповедь автора. В единый взволнованный и волнующий монолог поэмы включены и голос героя, и голос автора, и сам величественный кав­казский пейзаж. Воплощению авторского замысла помогают поэти­ческие образы. Среди них важную роль играет образ грозы. Гроза — это не только явление природы, но и выражение гнева Божия. Про­тивопоставляются образы «Божьего сада» и «вечного леса».

Как уже отмечалось, трем дням свободы посвящена вся исповедь героя. Уже во времени: три дня — свобода, вся жизнь — неволя, ав­тор обращается к антитезе. Временная антитеза усиливается образ­ной: монастырь — тюрьма, Кавказ — свобода.

В поэме большое многообразие средств художественной выра­зительности. Самым употребительным является такой троп, как сравнение. Сравнения подчёркивают эмоциональность образа Мцыри (как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок, как тростник; он страшно бледен бш и худ и слаб, как будто долгий труд, болезнь иль голод испытал). Сравнения отражают мечтательность натуры юноши (я видел горные хребты, причудливые, как мечты, когда в час утренней зари курилися, как алтари, их выси в небе голубом; в снегах, горящих, как алмаз; как узор, на ней зубцы далёких гор). С помощью сравнений показано как слияние Мцыри с природой, сближение с ней (сплетясь, как пара змей), так и отчуждённость Мцыри от людей (Я сам, как зверь, был чужд людей и полз прятался, как шей; я был чужой для них навек, как зверь степной).

В этих сравнениях — сила страсти, энергия, могучий дух Мцыри. Схватка с барсом оборачивается сознанием высокой ценности борьбы, мужества. С помощью сравнений она показана как схватка диких природных сил. Сравнения подчёркивают эмоциональность образов, раскрывают жизненный опыт и представления героев.

Метафорические эпитеты передают: душевное настроение, глубину чувств, их силу и страстность, внутренний порыв (пламен­ная страсть; сумрачные стены; блаженные дни; пылающая грудь; в холодной вечной тишине; бурное сердце; могучий дух), поэтическое восприятие мира (снегах, горящих, как алмаз; в тени рассыпанный аул; сонные цветы; две сакли дружною четой).

Метафоры передают напряжённость, гиперболичность пережи­ваний, силу чувств Мцыри, эмоциональное восприятие окружающего мира. Это язык высоких страстей. Неистовая жажда свободы порож­дает неистовую стилистику выражения чувств (бой закипел; но земли сырой покров их освежит и смерть навеки заживит; судьба... смея­лась надо мной! я тайный замысел ласкал; унесть в могилу за собой тоску по родине святой, надежд обманутых укор; мир божий спал в оцепенении глухом отчаянья тяжёлым сном). С помощью развёрну­тых олицетворений передаётся понимание природы, полное слия­ние Мцыри с ней. Возвышенно-экзотические пейзажи предельно ро­мантические. Природа наделена теми же качествами, что и романтические персонажи, она существует в одном ряду с человеком: человек и природа равновелики и равнозначны. Природа человечна. В природе Кавказа поэт-романтик находит то величие и красоту, ко­торых недостаёт человеческому обществу (там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры; и миллионом чёрных глаз смотрела ночи темнота сквозь ветви каждого).

Риторические вопросы, восклицания, обращения также явля­ются средством выражения сильных душевных переживаний. Боль­шое количество риторических вопросов и восклицаний придает поэтической речи взволнованность и страстность (дитя моё, ос­танься здесь со мной; о милый мой! Не утаю, что я тебя люблю).

Созданию лиризма способствует анафора (единоначатие). Анафоры усиливают впечатление, нагнетают ритм. Бурное, радост­ное биение жизни ощущается в самом ритме строфы с её бесконеч­ным разнообразием эпитетов, с симметричным синтаксисом строк, с повторением союзов.

Тогда на землю я упал; И в исступлении рыдал, И грыз сырую грудь земли, И слёзы, слёзы потекли... Он с детских глаз уже не раз Сгонял виденья снов живых Про милых ближних и родных, Про волю дикую степей, Про лёгких бешеных коней... Про битвы чудные меж скал, Где всех один я побеждал!..

Итак, на основе предшествующего анализа мы можем сделать вывод о том, что в многообразии изобразительно-выразительных средств лермонтовской поэмы проявляется богатство переживаний, чувств лирического героя. С их помощью создаётся страстный, при­поднятый тон поэмы. Поэтика переключает на высокую и вневре­менную волну. Время поэмы ближе к обобщённому, чем к реально­му. Это философское произведение о смысле бытия, об истинной ценности человеческой жизни, которую поэт видит в свободе, ак­тивности, человеческом достоинстве. Не только в словах и мыслях героя, но и во всей поэме ощущается пафос свободы и человеческой активности.

Поэма написана 4-стопным ямбом с мужскими окончаниями, который, по словам В.Г. Белинского, «...звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонирует с со­средоточенным чувством, несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы». Смежные мужские рифмы, четкое и твердое звучание обрамляемых или разрываемых этими рифмами фраз укрепляют энергичную мужественную тональность произведения.

Значение произведения

Лермонтов — крупнейший представитель русского и мирового романтизма. Романтический пафос в значительной мере определил направление всей лермонтовской поэзии. Он стал продолжателем лучших прогрессивных традиций предшествующей ему литературы. В поэме «Мцыри» до конца раскрылся поэтический талант Лермон­това. Не случайно Мцыри — герой, близкий по духу самому поэту, «любимый идеал Лермонтова» (В.Г. Белинский).

Поэма «Мцыри» вдохновляла не одно поколение художников. В разное время иллюстрировали поэму В.П. Белкин, В.Г. Бехтеев, И.С. Глазунов, А.А. Гурьев, Н.Н. Дубовской, Ф.Д. Константинов, П.П. Кончаловский, М.Н. Орлова-Мочалова, Л.О. Пастернак, К.А. Са­вицкий, В.Я. Суреньянц, И.М. Тоидзе, Н.А. Ушакова, К.Д. Флавицкий, Е.Я. Хигер, А.Г. Якимченко. Рисунки на тему «Мцыри» принадлежат И.Е. Репину. Фрагменты поэмы были положены на музыку М.Л. Балакиревым, А.С. Даргомыжским, А.П. Бородиным и другими композиторами.

Это интересно

Поэма Лермонтова породила множество легенд. Так, в 1958 году, писателями Чечни было высказано предположение, что прототи­пом главного героя поэмы «Мцыри» М. Лермонтова является худож­ник Петр Захарович Захаров, чеченец по национальности.

Петр Захаров-Чеченец был найден в младенчестве русскими солдатами во время кавказской войны в ауле Дады-Юрт. По распо­ряжению генерала А.П. Ермолова мальчик был поручен казаку Заха­ру Недоносову, имя этого человека и послужило основой для фами­лии мальчика-чеченца — его нарекли Петром Захаровым. До 1823 г. Петр воспитывался у Недоносова, затем его взял на воспитание сам Ермолов. Уйдя в отставку и переехав с семьей в Москву, Ермолов от­дал своего приемного сына на обучение к художнику-портретисту Льву Волкову. П.Н. Ермолов ищет возможности зачислить воспитан­ника в Академию художеств. Наконец, в 1833 году Петра Захарова зачислили вольнослушателем в Петербургскую Академию худо­жеств. Согласно уставу академии представители национальных меньшинств не могли быть ее студентами. Одаренных детей из этих категорий зачисляли «внеклассными» учениками. Но талант Петра Захарова был замечен. Петр Захаров окончил Академию художеств, получил аттестат, право почетного потомственного гражданина и звание свободного художника. Еще в период учебы в академии «ху­дожник из чеченцев» начал писать портреты своих современни­ков — историка Т.Н. Грановского, хирурга Ф.И. Иноземцева, писате­ля А.Н. Муравьева. Мастерство портретиста Захарова росло с каждой новой работой — он стал известным портретистом в Москве и Пе­тербурге.

В 1843 году портрет А.П. Ермолова приносит ему звание акаде­мика. Вот тогда-то академик Петр Захаров — «чеченец», или «из Да- ды Юрта», так станет подписывать он свои произведения — напи­шет «Автопортрет в бурке с ружьем», ставший по духу воплощением Мцыри (картина до января 1995 г. находилась в Грозненском музее изобразительных искусств). Художник изобразил себя в мохнатой пастушьей горской шапке и бурке — этим он показал свою внутрен­нюю связь с родиной. Именно после автопортрета Карл Брюллов назовет Петра Захарова лучшим, после себя, портретистом. Умер Захаров от чахотки в 1846 году, ему едва исполнилось тридцать лет.

Многие его работы хранятся в ведущих музеях нашей страны. «Портрет писателя А.Н. Муравьева» хранится в Государственном Эр­митаже в Санкт-Петербурге, а портреты поэта М.Ю.Лермонтова и генерала А.П. Ермолова входят в экспозицию Государственного Рус­ского музея. Несколько полотен Захарова-Чеченца были представ­лены в Грозненском художественном музее. В их числе два его луч­ших полотна — «Автопортрет в бурке с ружьем» и «Портрет И.Ф.Ладыженского». В декабре 1994 года музей в Грозном был раз­рушен. Как и другие экспонаты, полотна Захарова-Чеченца сильно пострадали. Однако их, в числе других картин, удалось эвакуировать в Москву. В реставрационном центре имени академика Грабаря в течение уже нескольких лет идет работа по их восстановлению.

(По книге «Москва — столица». — М., «ОЛМА-ПРЕСС», 2004.)

Поиск

Поделиться:

ФИЗИКА

ХИМИЯ

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru